Методические рекомендации по результатам диагностической работы по географии в 10 классах
Диагностическую работу по географии в формате ОГЭ писали 57 обучающихся 10 классов Орловской области. Большая часть десятиклассников – 31 (54,39 %) получили оценку «4», 15 (26,32 %) участников получили оценку «3». 9 человек (15,79 %) получили – «5». 2 участника (3,51 %) не справились с работой.
Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по географии.
Диагностическая работа содержала 30 заданий, из них 15 заданий базового, 13 – повышенного и 2 – высокого уровней сложности.
Задания базового уровня проверяют владение обучающимися наиболее значимых элементов содержания в объеме и на уровне, обеспечивающих способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание основных фактов, понимание смысла основных категорий и понятий, причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями). Для выполнения заданий повышенного уровня требуется владение содержанием, необходимым для обеспечения успешности дальнейшей профессионализации в области географии. Задания высокого уровня сложности подразумевают владение содержанием предмета на уровне, обеспечивающем способность творческого применения знаний и умений. При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей школьного курса географии для решения географических задач в новых для учащихся ситуациях.
Задания базового уровня выполняли все обучающиеся. В среднем 76,3 % участников справились с этими заданиями. Задания повышенного уровня сложности в среднем выполнили 60,8 %. Задания высокого уровня сложности имеют средний процент выполнения – 50 %.
Географические знания раздела знать/понимать усвоены большей частью выпускников. Однако уровень усвоения знаний фактов остаётся выше, чем знаний географических закономерностей. Существуют определенные сложности в знаниях географической номенклатуры. Также возникли трудности и при выявлении причинно-следственных связей при анализе экологических и экономических ситуаций, при вычислении демографических показателей, при решении географических задач, при работе с климатограммами. Выполнение новых заданий с использованием приведенного текста вызвало самые большие затруднения у всех участников диагностической работы. Это говорит о том, что не все обучающиеся могут на практике применить свои знания, а ведь именно практическое применение знаний и умений является ключевым элементом подготовки выпускников по географии.
На основе анализа результатов диагностической работы для обучающихся 10 классов в формате ОГЭ, с целью совершенствования процесса обучения географии в образовательных организациях Орловской области и получения более высоких результатов рекомендуется:
- учителям географии больше уделять внимание новым заданиям, которые были введены в варианты КИМ в 2020 году и будут использоваться в 2021 году, так как они вызвали самые большие трудности у обучающихся 10 классов;
- активизировать работу по формированию у обучающихся практических умений работы с тематическими картами атласа, статистическими материалами, климатограммами, таблицами;
- педагогам рекомендуется уделять особое внимание сложным темам и практическим вопросам, а также изучению географической номенклатуры;
- основной акцент при организации повторения и контроля знаний целесообразно делать на актуализацию следующих умений: извлекать информацию из разных географических источников; устанавливать причинно – следственные связи явлений и процессов; формулировать выводы на основе знаний, полученных при изучении тем и разделов.
В связи с малым объемом часов на изучение предмета «География» в ОО, целесообразно вводить в расписание элективный (факультативный) курс, внеурочную деятельность по географии для лучшей подготовки выпускников к сдаче экзамена.
Автор-составитель: Жукова В. А., председатель ПК ОГЭ по географии