Методические рекомендации по результатам диагностических работ по обществознанию в 10 классах
По итогам диагностической работы по обществознанию, которую выполняли обучающиеся 10 классов, можно сделать следующие выводы.
Диагностическую работу по обществознанию писали 225 человек. 98,7 % десятиклассников справились с работой. Число участников диагностической работы, не набравших минимальное количество баллов составило 1,3 %. Отметки 4 и 5 получили 70,7 % обучающихся.
Анализ выполнения диагностической работы с целью выявления наиболее трудных тем показывает, что более сложными для усвоения обучающимися оказались вопросы из блоков «Политика» и «Человек и общество». А наиболее сложным типом задания для десятиклассников оказалось задание № 23, проверяющее умение осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах (на материалах содержательной линии «Человек и общество»).
В число заданий с развернутым ответом (часть 2) входило четыре задания, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В предложенных вариантах проверочных работ текст был по теме «Человек и природа».
Задание № 21 требует умения составить план текста, выделить его основные смысловые фрагменты и озаглавить каждый из них. Анализ результатов показывает, что данное умение в целом сформировано у большинства школьников (70 % выполнили его успешно).
Наибольшее трудности вызвало задание 23 (умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах). С ним справились всего 44,7 % участников.
Общий анализ результатов диагностической работы позволяет сделать вывод о том, что в целом диагностическая работа по обществознанию позволила объективно диагностировать уровень подготовки десятиклассников и выявить проблемные места, а также наметить основные направления совершенствования организации и методики обучения школьников. Он может стать отправной точкой при планировании работы по подготовке выпускников 2021 года к прохождению ОГЭ по обществознанию, в том числе с учетом введения нового типа заданий.
С целью устранения выявленных недочётов и проблем в освоении учебного материала и развитии метапредметных и предметных умений можно предложить рекомендации по совершенствованию преподавания предмета в образовательных организациях.
Педагогам рекомендовано:
- организовать на постоянной основе работу обучающихся с открытым банком заданий, демоверсией, кодификатором, спецификацией КИМ ОГЭ по обществознанию 2021 года (ФИПИ);
- применять более эффективные способы организации образовательной деятельности школьников прежде всего при изучении таких разделов курса как «Политика», «Социальная сфера», «Право», «Экономика» (особенно — финансовая грамотность!!!) (проводить уроки-практикумы, дискуссии, разработку и защиту учебных и социальных проектов и т.п.) с целью повышения их практической направленности и мотивации школьников к освоению сложного учебного содержания данных блоков. Необходимо строить уроки по обществознанию с обязательным привлечением местного (регионального) материала, в том числе СМИ (см. демоверсию новых КИМ ОГЭ);
- обратить особое внимание на преподавание ряда тем, по которым у выпускников 9 класса обнаружены затруднения;
- организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих обществоведческую информацию, обращать внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста и т.п., т.е. формировать навыки смыслового чтения;
- уделять особое внимание развитию умения составлять план фрагмента текста. Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи;
- формировать умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт выпускника для конкретизации положений текста, учить приводить примеры;
- совершенствовать методику формирования умения формулировать и аргументировать суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение, непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Объектом оценивания в данном случае являются приведенные учащимся аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста. Формированию умения приводить такие аргументы следует уделять постоянное внимание на уроках и во внеурочной деятельности;
- включать разнообразные по форме и уровню сложности задания в текущую проверку знаний, ориентируясь на модель КИМ ОГЭ (демоверсия);
- системно использовать алгоритмы выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации, учить школьников составлять их самим;
- усилить внимание к работе по индивидуальным планам подготовки к ОГЭ (ЕГЭ) по результатам диагностических процедур с использованием УМК, включенным в ФПУ, а также пособий «Я сдам ОГЭ» и др , подготовленных сотрудниками ФИПИ;
- стимулировать на уроках и во внеурочной деятельности реализацию учителем принципов деятельностного подхода в образовании в условиях реализации ФГОС ООО и СОО, способствовать конкретизации целей обучения (см. «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОДИФИКАТОР распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»), внедрению Концепции преподавания обществознания в РФ, формированию современных образовательных трендов в преподавании обществознания в условиях дистанционного обучения.
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что подготовка к ГИА должна начинаться с 6 класса, и успех гарантирован только тогда, когда учитель ставит целью не «натаскать» ребёнка к экзамену, а развивать обучающихся, повышать их мотивацию к изучению предмета. Что, в свою очередь, предполагает использование в практике преподавания современных образовательных технологий, реализующих идеи и принципы деятельностного подхода в образовании.
Автор-составитель: Матюхина Н. А., председатель ПК ГИА-9 по обществознанию