Формируем знания об обществе в единстве его сфер…
Широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знаний об обществе в единстве его сфер и социальных институтов, общественном развитии, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества должен показать выпускник на ЕГЭ и ОГЭ. На прошедшем в Региональном центре оценки качества образования вебинаре председатели региональных предметных комиссий: при проведении ЕГЭ кандидат философских наук, преподаватель банковского колледжа Среднерусского института управления – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Д. В. Гусев, при проведении ОГЭ учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения — лицея № 21 имени А. П. Ермолова г. Орла Л. М. Некрасова представили слушателям вебинара основные результаты выполнения выпускниками экзаменационных заданий, проанализировали учебные достижения и образовательные дефициты экзаменуемых с различным уровнем подготовки.
Об образовательных дефицитах, касающихся заданий № 19, 20 (работа с текстом научно – популярного стиля), № 21 – анализ графических изображений, № 22 — статистической информации, № 24 (сложный план), и путях преодоления рассказал Д. В. Гусев. Также он отметил, что
в КИМ ЕГЭ 2024 г. планируется скорректировать формулировку задания 24 и внести изменения в систему оценивания его выполнения по критерию 24.1. Л. М. Некрасова обратила внимание педагогов, работающих в выпускных классах, на образовательные достижения выпускников по разделам «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Налоги», «Социальный конфликт и социальные отношения» и на новые проверяемые элементы содержания: «Информационная культура», «Политика РФ в области культуры и образования», «Занятость и безработица».
Было замечено, что на уроках обществознания можно использовать различные формы учебной деятельности, которые создают наиболее благоприятные условия для формирования практических умений и навыков, способности решать проблемы, готовности применять в практической жизни знания и умения. Весьма полезно систематическое изучение обществознания: чтение учебного текста, ответы на вопросы, выполнение разнообразных заданий, в том числе отличающихся от форматов заданий ЕГЭ, проведение учебных исследований, выполнение проектных работ, участие в дискуссиях и многое другое — все это может обеспечить развитие предусмотренного ФГОС комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для практической жизни, дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.