Советы эксперта Чечиля А.П. по иностранному языку
Дорогие друзья!
В ближайшее время вам предстоит сдавать ЕГЭ по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, китайскому). Уверен, что всем участникам прекрасно знаком формат экзамена, а также специфика предлагаемых заданий.
Вряд ли открою вам какой-то секрет, если скажу, что усиленное повторение неправильных глаголов, лексики той или иной тематики, правил чтения и т.д. накануне экзамена вряд ли окажется столь эффективным: подготовка к этому экзамену проводилась вами постепенно и планомерно в течение нескольких лет. Безусловно, если психологически вам легче занять себя такой подготовкой – в вашем распоряжении есть масса учебных пособий, выпущенных различными издательствами, а также материалов (навигаторы, демоверсии) на сайте Федерального института педагогических измерений. И все же, на мой взгляд, самое главное – побыть на свежем воздухе, хорошо выспаться и прийти на экзамен отдохнувшими, полными сил и в бодром расположении духа.
Тем не менее, вот несколько рекомендаций, которые можно было бы дать всем тем, кто собирается сдавать ЕГЭ по этому непростому, но чрезвычайно интересному учебному предмету.
Письменная часть экзамена
Раздел «Аудирование»
Общая рекомендация в целом по разделу: ни в коем случае не паниковать, если вы не поняли какой-то фрагмент аудиозаписи. Вы же помните, что запись звучит дважды, и при повторном прослушивании, вероятно, все станет намного понятнее. Кроме того, тексты, предлагаемые для прослушивания, обладают таким свойством, как избыточность, т.е. самая важная информация прозвучит явно не один раз, пусть и в несколько разных формулировках.
В задании 2 нужно четко определить для себя разницу между вариантами «неверно» и «в тексте не сказано». В первом случае в тексте будет информация, противоречащая формулировке утверждения. Так, например, если утверждение сформулировано как «Из всех видов спорта Вася предпочитает футбол», то выбрать вариант «Неверно» можно лишь в случае, если в тексте звучала фраза вроде «Самый любимый вид спорта Васи – фигурное катание, а вот его сестра без ума от футбола». Фраза же «После уроков Вася иногда играет с друзьями в футбол» не позволяет ни согласиться с указанным выше утверждением, ни опровергнуть его, и в данном случае выбираем ответ «В тексте не сказано».
Раздел «Чтение»
Как вы думаете, в текстах для чтения на экзамене вам могут встретиться слова, которых вы не знаете? Конечно, да! Более того, такие слова непременно там будут. Является ли данное обстоятельство поводом впадать в уныние? Безусловно, нет! Помните, что в подавляющем большинстве случаев значение незнакомых слов легко понять, благодаря такой чудесной вещи, как контекст (окружающие слова). Кроме того, вполне возможно, что знать значение именно этого слова вовсе не нужно, чтобы верно ответить на поставленный вопрос.
В задании 10 есть один лишний заголовок, вы же помните об этом? После того, как вы соотнесли все заголовки с текстами, посмотрите критически на заголовок, который остался. Точно ли он не походит ни к одному из текстов? Тогда все замечательно! И помните: в задании 10 недостаточно ориентироваться только на ключевые слова. Заголовок должен отражать основное содержание текста.
В задании 11 ориентируйтесь на смысл фрагмента, который вы должны вставить в текст, но не забывайте, что вам может помочь и грамматика. Зачастую тот или иной фрагмент нельзя выбрать уже потому, что грамматически он явно не будет уместным.
В заданиях 12-18 из четырех вариантов ответов верный лишь один (это вы знали и без меня). Но это значит еще, что три оставшихся в той или иной степени противоречат содержанию текста. Проверьте себя лишний раз, ответив самим себе на вопросы: почему нельзя выбрать именно этот ответ? Где «несостыковка» с содержанием текста?
Раздел «Грамматика и лексика»
В бланке ответов пишите разборчиво, ведь от этого зависит то, насколько понятным будет ваш ответ. Например, написание букв латинского алфавита a/d или c/e должно быть четким и ясным, нельзя, чтобы они были похожими (впрочем, на бланках есть образцы написания букв).
В заданиях 19-25 обязательно читайте тексты полностью. В них, несомненно, есть вся необходимая информация о том, как именно нужно преобразовать слова. Нужно только найти такую информацию.
Смотрите не только на непосредственное окружение данного слова, но и на фразу, и даже на абзац в целом. Не факт, что слово грамматически согласуется с тем словом, которое стоит непосредственно перед ним. Ориентируйтесь на основные правила изменения морфологической формы слов, но не забывайте и об исключениях!
В заданиях 26-31 тексты тоже содержат массу информации, благодаря которой вы поймете, какую часть речи нужно образовать. Почувствуйте себя Шерлоком Холмсом: найдите эти «подсказки»!
Раздел «Письмо»
Не забывайте о таком требовании, как количество слов. Считайте слова не после того, как текст уже написан, а в процессе работы (например, после написания каждого абзаца).
При написании личного письма (задание 39) помните: вопросы задаем строго по теме. Например, если в задании требуется задать 3 вопроса о фильме, который ваш друг посмотрел, то вопрос «Любишь ли ты ходить в кино» не будет зачтен. Письмо должно быть логичным, а это значит, что не должно быть резкого перехода от одного абзаца к другому.
При написании текста с элементами аргументации (задания 40.1 и 40.2) не тратьте много времени на выбор одной темы из двух. И уж совсем неверным решением будет начать писать по одной теме, а потом вдруг «броситься» писать по другой. Время – очень ценный ресурс, особенно на экзамене: относитесь к нему бережно.
Устная часть экзамена
При выполнении задания 2 внимательно прочитайте формулировку задания. Нужно точно понять контекст, в котором вам предстоит задавать вопросы. Спросите себя: будет ли ваш вопрос понятен собеседнику? Если нет, как его сформулировать иначе?
В заданиях 3 и 4 помните о необходимости наличия вводной и заключительной частей в вашем монологе. Следуйте предложенной структуре ответа: все ее элементы должны быть вами отражены.
Наконец, хотелось бы сказать: волнение на экзамене – абсолютно нормальная вещь. Но не дайте ему получить власть над собой. Вы потратили много сил и времени на подготовку к экзамену – это непременно даст свой результат. У вас есть все необходимые знания, умения и навыки, ум, лингвистическая догадка, опыт выполнения подобных заданий, хороший кругозор, а это все, что нужно для успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку. Уверен, что все будет отлично!
ВСЕМ УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!