ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по иностранным языкам
В проект КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 года были внесены значительные изменения в разделы «Письменная речь» и «Говорение».
В задании 39 базового уровня сложности предлагается написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В содержательном плане данное задание практически не отличается от подобных заданий предыдущих лет. Незначительно меняются только правила оформления, поскольку электронное письмо предполагает менее строгие требования к формату: нет необходимости указывать дату и адрес, давать ссылку на предыдущие контакты, допускаются различного рода сокращения, но при этом следует соблюдать основные правила письменного общения и нормы вежливости.
В задании 40 необходимо создать развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы и выразить своё мнение по теме проекта. Задание усложняется за счёт включения метапредметной составляющей – умения читать таблицы/диаграммы, работать с разными источниками информации, анализировать, проводить сравнение и делать обобщения.
В плане языковых навыков от участника ЕГЭ требуется владение иностранным языком на уровне В2, включающем лексику и грамматику, необходимую для описания цифровых данных и процессов в их развитии.
В раздел «Говорение» экзаменационной работы 2022 года внесены следующие изменения:
- в задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено количество вопросов, которые должен задать участник экзамена, с 5 до 4;
- в задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Такой формат задания есть в ОГЭ, поэтому он хорошо знаком учителям и обучающимся;
- в задании 4 (тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения) требуется дать обоснование выбора двух фотографий-иллюстраций к проектной работе на определённую тему и выражение своего мнения о теме проекта. Экзаменуемому предлагается следующая ситуация: он вместе с другом выполняет проектную работу и находит две фотографии по теме проекта, которые можно использовать как иллюстрации. Участнику экзамена нужно записать голосовое сообщение другу, представив две фотографии в рамках заданной проектной работы.
Подготовка к сдаче ЕГЭ, помимо непосредственного обучения английскому языку и развитию предметных умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:
- ознакомление с форматом заданий;
- отработку чёткого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведённого на выполнение конкретного задания;
- ознакомление с критериями оценивания заданий по письму и устной речи, объяснение предъявляемых требований;
- отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом;
- ознакомление с правилами заполнения бланков ответов, выработка умения заполнять бланки в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к экзамену могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 года;
- открытый банк заданий ЕГЭ;
- навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных — предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
- методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников — ЕГЭ прошлых лет;
- видеоконсультации разработчиков КИМ по подготовке к ЕГЭ наYoutube-канале Рособрнадзора.
Для эффективной подготовки к экзаменам целесообразно использовать актуальную версию демонстрационного варианта 2022 года (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-12; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-13; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-14; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-15).
Поскольку экзамены по иностранным языкам имеют деятельностный, компетентностный и практико-ориентированный характер, подготовка к ЕГЭ не должна приобретать характер «натаскивания», механического и бессистемного выполнения заданий, она должна являться результатом целенаправленных, планируемых действий, основанных как на систематическом обучении, так и на рефлексии работ со стороны обучающихся и учителей.
Рекомендуется постоянно записывать свою устную речь на электронные носители, прослушивать, анализировать их и корректировать свои ответы. Полезным будет обсуждение достоинств и недостатков этих ответов, а также фиксирование трудностей и типичных ошибок для того, чтобы совместно с учителями на уроках и во внеурочной деятельности можно было наметить пути совершенствования спонтанной речи.
Н. А. Райдер,
заместитель председателя предметной комиссии по английскому языку