Формирование читательской грамотности в контексте заданий ЕГЭ и ОГЭ
Об основных подходах к формированию читательской грамотности выпускников на уроках истории в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования шел разговор в рамках научно – методической консультации учителей истории общеобразовательных организаций области. 79 педагогов стали участниками вебинара по истории, прошедшего в Региональном центре оценки качества образования 22 декабря 2020 года.
Председатель предметной комиссии по истории при проведении ЕГЭ и ОГЭ, доктор исторических наук, доцент, исполняющая обязанности проректора по международным связям и профориентационной работе Орловского аграрного университета им. Н. В. Парахина Гончарова Ирина Валентиновна обратила внимание слушателей на актуальность работы с текстом исторического источника: «Обучение школьников работе с источниками ведется от образца разбора документа учителем на уроке к самостоятельному изучению и анализу исторического документа. Понимание содержания исторического источника, позиции его автора, интерпретация и использование полученной информации неотделимы от знания исторической ситуации, в которой данный источник был создан или которой он посвящён».
Ирина Валентиновна отметила важность формирования умения работать с историческими картами, умение «читать карту», извлекать из неё информацию, таких заданий в экзаменационных моделях ЕГЭ и ОГЭ примерно одна треть, а процент выполнения невысок – 50 %.
В рамках оценочных процедур по истории различных уровней Ирина Валентиновна посоветовала использовать различные типы заданий на проверку читательской грамотности: на работу с текстом (сочинения историков или исторические источники), таблицей, исторической картой (схемой), изображением.
Традиционно считаются сложными задания на знание культурных ценностей, памятников культуры. «Без систематизации материала по историческим эпохам: события, факты, исторические деятели, деятели культуры, памятники культуры и архитектуры невозможно успешно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, тем более что задания новой модели ОГЭ стали аналогичными ЕГЭ и постепенно формируют умения к выполнению заданий № 24 ЕГЭ и написанию исторического сочинения», — подчеркнула она.
Презентация: ОГЭ
Презентация: ЕГЭ