Читательская грамотность обучающихся в контексте ЕГЭ и ОГЭ
Умение читать и понимать текст, рефлексировать его содержание, давать оценку прочитанному, излагать свои мысли о нем – ключевые понятия «читательской грамотности», которая должна быть сформирована у выпускников 9 и 11 классов. Проблемы читательской грамотности, способность обучающихся к обобщению и синтезу литературного материала, умение постигать замысел автора, аргументировать свою позицию – вопросы, ставшие темой обсуждения 110 учителей словесности в ходе научно – методической консультации, состоявшейся в Региональном центре оценки качества образования.
Председатель предметной комиссии по литературе при проведении ЕГЭ, кандидат филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы XI – XIX веков Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Алла Александровна Бельская обратила внимание участников вебинара на направления подготовки обучающихся к ЕГЭ: «Итоговый экзамен по литературе предъявляет комплекс требований к читательской грамотности выпускников. Однако для написания сочинения-рассуждения очень важно умение самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них, приводить цитаты из текста, так как экзамен по литературе наряду с проверкой учебных достижений выпускников выявляет особенности их мировоззрения, которое раскрывается в суждениях и оценках применительно к художественному миру писателя (замысел, сюжет, проблематика, герои и т.д.)».
Заместитель председателя предметной комиссии по литературе, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии обучения и преподавания предметов «Института развития образования» Валерия Яковлевна Гурова отметила типичные затруднения обучающихся при выполнении экзаменационных заданий: «В практике работы над сочинением важно уделять внимание речевым ошибкам, проводить уроки анализа сочинений, работе с текстом: сюжет, герои произведения, детали, композиция». Валерия Яковлевна прокомментировала проблемы выпускников, возникающие при выполнении заданий базового и повышенного уровней, направления подготовки обучающихся с разным потенциалом развития.
Об особенностях экзаменационной модели по литературе основного государственного экзамена рассказала председатель предметной комиссии, кандидат филологических наук, доцент кафедры технологии обучения и преподавания предметов «Института развития образования» Юлия Викторовна Мелехова: «Задания по литературе усложнились, в частности добавлен критерий «грамотность» в оценивании, увеличилось количество тем сочинений, их стало 5. Выпускнику дается право выбора тем сочинений, касающихся содержания и форм произведения, самостоятельно провести анализ произведений. Тематика сочинений не связана с теми произведениями, которые встречаются в первой части заданий».
Уровень литературного развития выпускников, проявляющийся в ходе ГИА, определяется не только литературными способностями, но и сформированным уровнем читательской грамотности.
ОГЭ по литературе: изменения в структуре КИМ, рекомендации по подготовке