Методические рекомендации по результатам диагностической работы по французскому языку в 10 классах
Участники диагностической работы по французскому языку, проводимой в октябре 2020 года продемонстрировали наибольший уровень сформированности умений при выполнении заданий раздела «Чтение», «Письмо», «Говорение».
Десятиклассники продемонстрировали достаточный уровень умения понимать на слух основное содержание прослушанного текста и умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию, а так же показали высокий уровень сформированности умения читать текст с пониманием основного содержания и понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию. Большинство ошибок при выполнении заданий из раздела «Чтение» возникает в связи с недостаточным объемом активного и пассивного словарей обучающихся, с неумением обходить незнакомые слова, не препятствующие пониманию текста, с неумением догадываться о значении слова по контексту.
Успешно обучающиеся справились с заданием № 34 (условный диалог-расспрос) и 35 (тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания). Немного ниже результаты продемонстрировали обучающиеся при выполнении задания № 33 (чтение вслух небольшого текста).
В выполнении заданий раздела «Письмо личного характера», обучающиеся успешно выполнили предложенную коммуникативную задачу и оформили письмо в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране изучаемого языка.
Некоторые сложности вызвали задания раздела по грамматике и лексике, так как данный вид заданий является наиболее сложным при выполнении экзаменационных заданий по французскому языку. Наиболее трудными оказались задания на применение грамматических навыков употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте и лексико-грамматических навыков образования и употребления родственного слова нужной части речи
с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте.
Для дальнейшего совершенствования организации и методики обучения школьников по французскому языку необходимо:
- регулярно знакомиться с изданиями Министерства просвещения РФ и ФИПИ;
- постоянно выполнять задания «открытых» вариантов ОГЭ прошлых лет;
- систематически проводить работу по анализу допущенных обучающимися ошибок в ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации;
- продолжить практику проведения диагностических работ и репетиционных экзаменов на региональном уровне. Проводить по их итогам практические занятия для обучающихся и учителей с подробным разбором заданий и анализом типичных ошибок;
- регулярно проводить анализ нормативных документов, положенных в основу ОГЭ, таких, как спецификация, кодификатор, демоверсии, следить за изменениями в содержании КИМ, анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ОГЭ;
- знакомить обучающихся с различными тестовыми форматами;
- знакомить обучающихся с демоверсиями ОГЭ;
- знакомить обучающихся с критериями оценивания заданий;
- активизировать обучение говорению с использованием технического оборудования и лингафонных кабинетов с соответствующим оборудованием;
- обращать большее внимание на выполнение заданий интерактивного характера, которые способствуют развитию у обучающихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышают активность, находчивость при ответах;
- развивать у обучающихся умение четко выполнять поставленную задачу, так как в реальной жизни язык используется именно для этой цели, то есть следует учить читать текст задания, обращая особое внимание на выделенные аспекты содержания;
- проводить постоянную работу по обогащению активного и пассивного лексического запаса обучающихся;
- уделять внимание фонетическому аспекту речи;
- развивать умения и навыки спонтанной речи, а именно: отвечать на вопросы собеседника в ситуации общения; задавать нужные вопросы, вытекающие из контекста общения; формулировать принятое решение и высказывать собственную точку зрения;
- приучать обучающихся следить за временем в ходе выполнения заданий, не делать больших пауз, заполняя их соответствующими словами и выражениями.
Учителям при подготовке и проведению уроков использовать грамматические задания из Открытого банка заданий ФИПИ. Обращать пристальное внимание на использование технических средств обучения для активизации обучения говорению с использованием технического оборудования и лингафонных кабинетов с соответствующим оборудованием, тренировать обучающихся концентрировать внимание на формулировке заданий экзаменационной работы.
При подготовке к ОГЭ рекомендуется использовать следующие методические пособия: Гобачева Е.Ю. «Я сдам ОГЭ!», Бубнова Г.И. «ФЯ ОГЭ. Устная часть ОГЭ».
Автор-составитель: Исмагилова О. А., председатель ПК ГИА-9 по французскому языку