Усовершенствован порядок проведения независимой оценки качества оказания услуг в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания
Президент Российской Федерации В. В. Путин 5 декабря 2017 года подписал Федеральный закон №392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Федеральным законом в ряд законодательных актов Российской Федерации вносятся изменения, направленные на совершенствование порядка проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания. Также данный вид общественного контроля вводится в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы в целях повышения качества их деятельности.
В соответствии с Федеральным законом качество условий оказания услуг в сфере образования подлежит независимой оценке по таким критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов.
В соответствии с ФЗ № 392 предусматривается наделение Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований полномочиями по формированию общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, объединений инвалидов. При этом устанавливается, что в состав таких советов не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, а также руководители (их заместители) и работники организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере.
Федеральным законом предусматривается учёт результатов независимой оценки качества условий оказания услуг при оценке эффективности деятельности руководителей соответствующих государственных и муниципальных организаций, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, в ведении которых находятся такие организации.
В новом федеральном законе изменилась формулировка функции оператора. Если раньше он был ответственен за сбор, обобщение и анализ информации, то теперь только за сбор и обобщение информации. По-прежнему выбор оператора по закону должен производиться в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Появился явный запрет на то, чтобы в качестве оператора выступали «государственные и муниципальные организации, оказывающие гражданам услуги в определенной сфере».
Важно также, что теперь оператор должен осуществлять сбор и обобщение информации не только в соответствии с показателями, характеризующими общие критерии оценки качества условий оказания услуг (эти показатели, как и прежде, устанавливаются отраслевыми федеральными органами), но и в соответствии с порядком сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями, который будет утвержден Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом вводится ответственность руководителей организаций, в отношении которых проводилась независимая оценка качества, за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки, в соответствии с трудовым законодательством.
В трудовые договоры с руководителями данных организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки качества условий оказания услуг и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки. Кроме того, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления.